Недостатки

Технология Voice over IP (VoIP), успешно развиваясь и обладая целым рядом неоспоримых преимуществ, все же не лишена и недостатков, о которых следует помнить, выбирая оптимальную конфигурацию для телефонной и факсимильной связи.

Несмотря на расхожее утверждение маркетологов, IP-телефония не всегда самый дешевый вид связи и не единственный способ снижения стоимости междугородных и международных звонков. Например, относительно дешевый «межгород» можно получить, воспользовавшись внутрисетевым роумингом сотовых операторов. В то же время у VoIP-оператора может не оказаться выхода на ТфОП нужного населенного пункта, и расстояние до него от ближайшего шлюза будет покрыто с помощью традиционной телефонной сети, что увеличит стоимость звонка.

Качество Интернет-телефонии неуклонно повышается, но иногда оно все же уступает качеству обычной телефонии. Один из основных недостатков VoIP – это задержки прохождения пакетов с речевой информацией по каналам IP сети, зависящие от множества факторов. Причем повлиять на эти факторы за пределами своей локальной сети, особенно при использовании публичных каналов Интернет, практически невозможно.

При организации корпоративной телефонии на основе существующей сети передачи данных необходимо учитывать, что подобные сети могли быть созданы относительно давно и поэтому не всегда пригодны для VoIP. В такой ситуации потребуются дополнительные инвестиции на модернизацию сетевой инфраструктуры, что может существенно снизить экономическую привлекательность перехода на IP-телефонию.

В плане надежности связи неоспоримым преимуществом стандартной телефонной сети является возможность звонить даже при отключении электроэнергии – питание на телефон поступает с АТС по телефонной линии. Исключение - радиотелефоны, база которых питается от локальной электросети. VoIP оборудование, независимо от типа, в случае отключения электроэнергии становится абсолютно бесполезным. Кроме того, ему требуется не только электропитание, но и широкополосный доступ в Интернет.

Есть проблемы и со звонками в службы неотложной помощи – не везде VoIP-операторы предоставляют возможность экстренного вызова, скажем по номеру 911. Связано это с тем, что абоненты IP телефонии не имеют жесткой географической привязки и сложно определить откуда поступил звонок, чтобы перенаправить его в ближайшую службу спасения.

Уделяя максимум внимания повышению качества передачи речи (QoS), VoIP-операторы порой пренебрегают безопасностью. А ведь при использовании общедоступных IP-сетей инфраструктурам VoIP угрожают традиционные для сетей передачи данных опасности, в том числе различные вирусы. Наиболее опасны DoS атаки, способные с помощью одного-единственного соответствующим образом подготовленного SIP-пакета вывести из строя целую корпоративную сеть на десятки часов. Конфиденциальность телефонного разговора по VoIP без использования соответствующих механизмов защиты не обеспечивается. Появилась и своя разновидность спама - спит (SPIT - Spam over Internet Telephony), неоправдывающая себя в обычной, относительно дорогой телефонии.